ГБУ "Жилищник Строгино"

г. Москва, ул. Маршала Катукова дом 9, корп. 3

Телефон: 8(495) 758-38-22
Эл. почта: gbu-strogino@mail.ru

Найти мой дом
Выберите адрес и получите полную информацию о доме

ГБУ "Жилищник
Района Строгино"

Собачье сердце: как канистерапия помогает детям социализироваться

Использование собак-терапевтов – канистерапия – давно сложившаяся практика при решении проблем социальной адаптации и детей с ограниченными возможностями. Ею занимаются, как правило, кинологи в связке с психологами. Такая комплексная работа способствует улучшению состояния детей и их интеграции в социум. 

В случае с сотрудницей Пожарно-спасательного центра эта работа стала многолетним хобби, которому она старается посвящать свободное от основной деятельности время. Корреспондент РИА Новости отправился в Рассказовку и побеседовал с кинологом, для которой волонтерство стало образом жизни.

Лесные маневры

Аварийно-спасательный отряд №6 Пожарно-спасательного центра (ПСЦ) Москвы расположился неподалеку от станции метро «Рассказовка» в двухэтажном здании. На входе нас встречает кинолог Ирина Осипова и мы проходим на внутреннюю территорию. Здесь за забором находится вольер с ее подопечной – австралийской овчаркой Никки. Вместе с собакой мы проходим на площадку для тренировок, где Никки послушно выполняет все команды. 

«Собаку я завела 9,5 лет назад для поисково-спасательных работ. В то время в качестве волонтера участвовала в поиске людей с «Лиза Алерт». Потом устроилась в Мособлпожспас кинологом, разумеется, вместе со своей собакой. И уже в прошлом году перешла в ПСЦ», – рассказывает Ирина.

Чаще всего в рамках дежурства она отправляется с Никки на поиски потерявшихся людей. В зоне ее ответственности леса и парки Москвы и Новой Москвы.

«К этому моменту они устают, могут присесть или даже заснуть, то есть становятся статичными и менее заметными. Если мы будем в лесу в грибной сезон искать такого человека и в округе окажется еще 5 грибников, то она найдет их всех. Мы обучаем собак обозначать найденного человека лаем», – поясняет кинолог.

«Если собака убежала вперед, то будет обозначать голосом нашедшего человека. Все эти команды и маневры мы тренируем. У нас происходит моделирование ситуаций. Ходим с собакой по лесу, имитируем поисковую операцию. Где-то лесу будет лежать или сидеть наш сотрудник, выполняющий роль «потеряшки». Никки должна его найти», – говорит специалист.

Ирина подчеркивает, что в ПСЦ у всех кинологов свои собаки и они аттестованы. Экзамен проходит в три этапа. Сначала проверка послушания и ловкости, а именно ходьба по снарядам, преодоление барьеров, горки и качелей. Многие из этих элементов есть и на территории аварийно-спасательного отряда №6, где работает кинолог.

«Если ты прошел первый этап, то допускаешься до второго. Это моделирование обрушения здания или поиск в лесу, тут уж какой жребий вытянешь. В лесу три статиста, которые разбрелись в разные стороны от дороги или тропинки. За 20 минут собака должна найти всех. На завале такие же временные рамки и столько же людей», – поясняет Ирина.

Когда дружба помогает

Работа кинологом на протяжении всей карьеры у Ирины сопровождалась волонтерской деятельностью. Когда она была добровольцем, один из инструкторов рассказал ей о канистерапии и предложил попробовать заниматься с детьми.

«Сходила один раз, понравилось. Это был городской психолого-педагогический центр, где я и занимаюсь с детьми до сих пор», – отмечает она.

Ирина работает в связке с другими специалистами, которые привлекают собаку по мере необходимости. «В центре есть психолог, дефектолог, логопед. Они работают с разными детьми – это могут быть аутисты, дети с синдромом Дауна или с ДЦП. Сначала проходит консилиум, и только после этого детей направляют к необходимым специалистам. В том числе им может понадобится моя помощь», – поясняет она.

В первую очередь, собака помогает таким детям бороться со страхами и выстраивать коммуникации. Порой ребенок может боятся выйти к доске в школе или ни с кем не общается. Через собаку он может проработать эти проблемные моменты.

«Это делается совместными усилиями. Есть психолог и я с собакой. Ребенок начинает командовать Никки, она выполняет все сказанное, в итоге у ребенка появляется уверенность. Он открывается миру», – объясняет процесс Ирина.

Очень часто в практике встречаются дети, которые боятся собак, а родители при этом хотят ее завести.

«Корни проблем могут быть разные, например, был негативный опыт общения с животным. Бывает, что страх ребёнок перенимает от члена семьи», – говорит кинолог.

В любом случае, сначала идет работа психолога, он должен все уточнить и выяснить все детали. Только после этого он решает, нужна ли собака. Иногда достаточно, если собака просто лежала в углу. А иногда дети играют с ней, кидают мячик. «И им уже становится легче», – поясняет Ирина.

По ее словам, Никки очень нравится детям, так как она не настырная, но при этом отзывчивая. 

Так как дети очень дружелюбны по отношению к Никки и угощают ее кормом при любом случае, даже если она не выполняет их команды, то Ирине иногда приходится хитрить.

«Например, дети руководят собакой, отдают ей команды. Но собака знает, что в любом случае получит вкусняшку, независимо от того, что она сделает. Тогда я встаю сзади ребенка и показываю собаке, что делать. И ребенок доволен, потому что уверен, что собака его слушает, и Никки в точности выполняет все сказанное», – рассказывает кинолог.

Одно занятие длится, как правило, 30 минут, после чего собаке около часа нужен отдых, который она проводит в соседней комнате.

«Никки устает эмоционально, потому что дети любят с ней не только поиграть, но и поговорить, поплакаться «в жилетку». Ведь психолог для них по большому счету чужой человек, а собака – это инструмент, с помощью которого ребенок может раскрыться», – заключает Ирина.

 

Электронный ЕПД
PGU.MOS.RU

Передача показаний счетчиков
PGU.MOS.RU

Оплата услуг ЖКХ
PGU.MOS.RU

Правительство Москвы

mos.ru

Дома Москвы

dom.mos.ru

Департамент ЖКХ

dgkh.ru

Наш город Москва

gorod.mos.ru

Реформа ЖКХ

reformagkh.ru